Сервисное обслуживание систем диспетчеризации
С целью экономии энергоресурсов и обеспечения эффективной работы инженерных сетей проводят их автоматизацию. В большинстве современных жилых, офисных, административных зданий и на производственных объектах системы водоснабжения и водоотведения, вентиляции, кондиционирования, сигнализации, отопления, освещения функционируют в автоматическом режиме.
Система диспетчеризации (СД) позволяет круглосуточно контролировать работу оборудования, действующего в автоматическом режиме, с минимальным участием человека. Все рабочие параметры инженерных сетей выводятся на главный монитор и автоматически заносятся в архив. В случае их выхода за нормативные границы система выдает оповещение. Это позволяет мгновенно реагировать на аварийные события, избегая нежелательных поломок и опасных ситуаций.
Главные задачи СД: экономия ресурсов, оптимизация расходов на ремонт, повышение уровня безопасности и комфорта людей
Компания Admaer создает системы диспетчеризации на базе программных пакетов Scada, используя контроллеры отечественного и импортного производства. Осуществляет настройку OPC-серверов для приема информации с «полевых» контроллеров и производит запуск системы под ключ.
Настройка СД выполняется сразу после инсталляции оборудования, система работает в автоматическом режиме и не требует участия оператора. Его задача состоит в мониторинге показателей, выводимых на главный экран. Но для обеспечения качественной и корректной работы СД нуждается в периодической проверке и сервисном обслуживании.
Необходимость в проведении сервиса СД
Система диспетчеризации работает в режиме 24/7/365. Поэтому постепенно происходит расходование технического ресурса компонентов системы: стареет элементная база электронных схем, возникают сбои в работе ПО, внезапные отказы датчиков и другой автоматики.
К нарушению нормального функционирования системы могут также привести попадание на приборы влаги, температурные перепады, скачки напряжения в сети, частое отключение электропитания. Естественный износ компонентов в совокупности с негативными внешними факторами снижает потенциала работоспособности системы. Если проблемы не будут своевременно обнаружены и устроены, СД начнет работать некорректно, что проявится в следующем:
- искажение получаемых данных;
- нарушение нормального функционирование систем жизнеобеспечения;
- необоснованное увеличение расхода ресурсов;
- «пропуск» внештатных ситуаций и угроза для безопасности людей.
Во избежание аварий необходимо своевременно проводить сервисное обслуживание и диагностику системы диспетчеризации.
Особенности сервисного обслуживания СД
Несмотря на единый принцип функционирования систем диспетчеризации, каждый объект имеет свои особенности, поэтому состав сервисных работ определяется исходя из:
- числа и масштаба инженерных сетей, подключенных к СД;
- числа диспетчерских пунктов, которые осуществляют контроль состояния сетей;
- характеристик используемого оборудования;
- удаленности диспетчерского пункта от контролируемого объекта;
- типа применяемых контроллеров и программных пакетов.
Доверить сервисное обслуживание системы диспетчеризации стоит профильной компании, в идеале той, которая разрабатывала и устанавливала систему и знает все тонкости и нюансы ее функционирования.
Виды работ по сервисному обслуживанию СД
Сервисное обслуживание систем диспетчеризации проводится с регулярной периодичностью, в соответствии с установленным графиком. Сроки, перечень работ и стоимость услуги прописываются в сервисном договоре.
Основные виды работ, которые включает сервис СД:
- оценка состояния инженерного оборудования и автоматики;
- проверка работоспособности отдельных узлов;
- удаление пыли и прочих загрязнений с оборудования и коммуникаций;
- проверка правильности показаний приборов учета;
- калибровка сенсоров и датчиков;
- оценка скорости работы СД;
- обнаружение дефектов и определение причин их появления;
- устранение дефектов и предупреждение их возникновения в дальнейшем;
- при необходимости ремонт вышедших из строя компонентов системы;
- настройка оборудования после ремонта;
- обновление используемого ПО.
При необходимости сервисные услуги могут быть предоставлены в расширенном объеме. Перечень определяется по результатам обследования системы диспетчеризации. Также в рамках сервисного обслуживания составляются рекомендации по повышению эффективности работы СД: замена ПЛК и датчиков, обновление оборудования рабочего места диспетчера и т. п.
В рамках сервисного обслуживания могут быть предложены рекомендации по масштабированию и изменению конфигурации СД
Периодичность проведения сервиса
Полное сервисное обслуживание системы диспетчеризации обычно проводится 1 раз в год. В случае необходимости в межсервисный период может быть удаленно выполнен мониторинг функциональности приборов и линейного оборудования с последующим устранением выявленных неполадок.
Потребность в перенастройке системы, как правило, возникает после выхода из строя программируемых контроллеров и отдельных датчиков, а также из-за неправильной работы ПО и оборудования автоматизированного рабочего места диспетчера.
Специалисты Admaer имеют значительный опыт в разработке, настройке и сервисном обслуживании систем диспетчеризации. Мы автоматически ставим на сервис внедренные нами системы и принимаем на обслуживание сторонние СД после проведения инженерно-технической экспертизы.