Зачем и как вести журнал обслуживания вентиляции
Системы вентиляции позволяют поддерживать в помещениях комфортные для человека параметры микроклимата. Без них невозможна работа промышленных предприятий, в результате деятельности которых происходит выделение вредных веществ. Но чтобы они исправно работали, нужно проводить регулярное техническое обслуживание, в процессе которого делают записи в журнале технического обслуживания систем вентиляции.
Зачем нужен Журнал обслуживания вентиляции
При обслуживании систем вентиляции нужно вести три документа:
- Паспорт.
- Журнал по эксплуатации.
- Журнал технического обслуживания. В нем фиксируют все мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту систем. Это главный регламентирующий документ, который оформляют и ведут специалисты, выполняющие все работы.
Такой вид имеет журнал технического обслуживания
По результатам осмотров составляют отчет о степени изношенности оборудования и фиксируют в журнале обслуживания вентиляции все выявленные неисправности.
В зависимости от того, к какой группе принадлежат системы вентиляции, в журнале будет отмечаться состояние различного оборудования. Напомним, что и как часто требуется обслуживать.
Какими бывают системы вентиляции
Системы вентиляции делят на две группы: естественные и механические, или, по-другому, принудительные. В естественных не используют механическое оборудование, и они работают за счет разницы давления и температуры снаружи и внутри помещений. Такие системы просты в обслуживании, но зависят от внешних условий и неэффективны. Их можно использовать там, где нет выделений вредных веществ.
В принудительных системах используют механическое оборудование, которое создает потоки воздуха. Они не зависят от внешних условий, могут эффективно выводить из помещений отработанный воздух и вредные вещества, подходят для любых зданий: общественных, административных, производственных и прочих.
Принудительные системы, в свою очередь, делят еще на несколько подвидов. В зависимости от решаемых задач различают местные и общеобменные системы. Местные обеспечивают воздухообмен в отдельных зонах помещений. Их удобно использовать там, где есть точечные очаги выбросов вредных веществ. Например, на рабочих местах сварщиков в производственных цехах.
Общеобменные системы обеспечивают воздухообмен сразу во всем помещении. Они удобны, если вредные вещества относительно равномерно распределены по объему помещения. На практике общеобменные системы часто комбинируют с местными.
Принудительные системы делят еще на три подвида по принципу подачи и отвода воздуха:
- приточные обеспечивают только принудительную подачу воздуха;
- вытяжные принудительно удаляют загрязненный или отработанный воздух;
- приточно-вытяжные обеспечивают подачу и удаление воздуха, они считаются универсальными.
Какие компоненты входят в состав систем вентиляции
В состав систем вентиляции входит несколько компонентов, каждый из которых выполняет свою задачу:
- Воздухозаборные решетки не дают попасть в систему мелкому мусору и атмосферным осадкам.
- Воздушные клапаны регулируют подачу воздуха. Они особенно полезны в зимнее время, не давая холодному воздуху попасть в систему вентиляции, когда она не работает.
- Фильтры очистки не дают попасть в механизмы системы пыли и мелкому мусору. Их делят на фильтры грубой, тонкой и особо тонкой очистки.
- Воздухонагреватели отвечают за подготовку холодного воздуха в зимнее время. Они могут быть электрическими и водяными. Иногда, помимо них, для подготовки воздуха используют рекуператоры. Их основной плюс – возможность сэкономить на электроэнергии.
- Вентиляторы нужны для создания потоков воздуха. Они могут быть осевыми и радиальными.
- Шумоглушители делают работающие системы тише.
- Воздуховоды нужны для доставки воздушных потоков. Они могут быть гибкими, полугибкими или жесткими.
- Фасонные изделия используют для сборки воздуховодов. К ним относят переходники, разветвители и повороты.
- Воздухораспределительные устройства обеспечивают равномерную подачу воздуха в помещения. Они могут различаться формой, материалами изготовления и цветом.
- Системы управления нужны для управления работой систем вентиляции.
Осмотр системы вентиляции
Какие работы проводят при техническом обслуживании систем вентиляции
При техническом обслуживании систем вентиляции проводят следующие работы:
- Раз в три месяца:
- оценивают корректность работы систем с фиксацией результатов;
- осматривают заслонки воздушных клапанов, оценивают плотность их открывания и закрывания;
- контролируют состояние и степень натяжения ремней вентиляторов;
- осматривают состояние изоляции электродвигателей с фиксацией результатов;
- проверяют нагрев и выявляют нехарактерные звуки при вращении подшипников;
- контролируют состояние электромеханизмов и степень их износа;
- осматривают крепления вентиляторов;
- оценивают вибрацию и температуру нагрева вентиляторов с фиксацией результатов;
- оценивают корректность работы контроллеров, тестируют их взаимодействие с датчиками и исполнительными узлами, устраняют загрязнения;
- проверяют состояние электропроводки с фиксацией результатов;
- осматривают нагреватели, очищают их от загрязнений;
- осматривают фильтры при выключенных вентиляторах, при необходимости меняют фильтрующие модули, фиксируют письменно выявленные неисправности фильтров;
- проверяют работу гидро- и термостатов, удаляют загрязнения с них.
- Раз в шесть месяцев:
- контролируют характеристики питающего тока с фиксацией результатов;
- очищают крыльчатки вентиляторов с фиксацией выявленных поломок.
- Раз в год чистят внешнюю поверхность вентиляторов, проводят очистку и дезинфекцию системы воздуховодов.
Заключение
Системы вентиляции выполняют четыре основных задачи:
- Удаляют из помещений отработанный воздух, пыль, газ, токсичные вещества или пары.
- Подают чистый воздух в помещения.
- Поддерживают в них комфортную температуру и влажность.
- Уменьшают вероятность отравлений или аварий.
Поэтому грамотное заполнение журнала технического обслуживания, который можно назвать биографией и одновременно историей болезни системы вентиляции, – очень важная задача.
При грамотном ведении и аккуратном внесении в него записей об обнаруженных неисправностях и способах их устранения работа специалистов обслуживающей компании заметно облегчается, а сама система будет работать эффективней и дольше.