Техническое обслуживание зданий: схема «заказчик-исполнитель» или партнерство?
Грамотное техническое обслуживание здания необходимо для его эффективной эксплуатации. Для собственника проще, удобней и выгодней выполнять его силами специализированной обслуживающей компании.
Что нужно собственнику здания
Заключая договор с обслуживающей компанией, собственник здания хочет решить несколько задач. Вкратце их можно сформулировать так:
- Обеспечить постоянную работоспособность здания.
- Минимизировать вероятность аварии. При ее возникновении в кратчайшее время устранить ее причины и последствия.
- Получить услугу за минимальную стоимость.
- Привлечь для выполнения работы высококвалифицированного специалиста.
- Иметь 100 %-ную гарантию наличия на складе обслуживающей компании запасных частей, которые могут понадобиться для выполнения срочного ремонта.
- Минимально коммуницировать (или вовсе этого не делать) со службами и надзорными органами.
- Предусмотреть ответственность исполнителя за несоблюдение требуемых параметров эксплуатации здания.
Этот перечень можно назвать «идеальными ожиданиями заказчика».
Что нужно обслуживающей компании
Обслуживающая компания, заключая договор с собственником здания, преследует следующие цели:
- Стремится заработать деньги (как и любая другая коммерческая организация).
- Минимизировать свои расходы по обслуживанию здания. Для этого оно должно функционировать в нормальном режиме: с минимальным количеством событий, требующих вмешательства.
- Упорядочить выполнение работ. Для этого составляют регламент, который является приложением к договору.
- Выполнять работу с привлечением минимального количества персонала.
- Не замораживать средства, создавая большой склад запасных частей.
- Четко очертить границы ответственности.
- Увеличить время реагирования на события.
Этот перечень заметно отличается от списка ожиданий заказчика.
Особенности заключения договора
Есть два подхода к заключению соглашения:
- В первом случае заказчик имеет необходимый опыт и знания (или считает, что имеет), поэтому сам озвучивает положения, которые необходимо заложить в договоре. Это значит, что в документе будут жесткие требования к срокам, ответственности исполнителя и качеству услуг.
- Во втором случае инициатором выступает исполнитель. При таком сценарии сроки реагирования на события будут максимально комфортными для него, а требования к ответственности исполнителя мягкими.
Конечный документ – это компромисс между собственником здания и обслуживающей компанией.
Техническое обслуживание здания – сложная задача, требующая тщательного выбора исполнителя
Особенности построения взаимоотношений между заказчиком и исполнителем
При заключении договора на техническое обслуживание отношения между сторонами изначально выстраиваются по схеме «заказчик-исполнитель». В ней заказчик оплачивает работу, поэтому требует нужный результат. Чтобы эта система работала, нужно четко заложить требования и решаемые задачи в договоре, а также грамотно подойти к выбору исполнителя.
При этом не стоит отталкиваться только от стоимости услуг: низкие цены часто подразумевают такое же низкое качество работы. Важно, чтобы исполнитель имел серьезный опыт выполнения технического обслуживания зданий различного назначения, квалифицированный персонал и хорошую репутацию. Обо всем этом можно узнать из выполненных кейсов и отзывов заказчиков, размещенных на сайте исполнителя.
В ряде случаев между сторонами можно установить партнерские отношения. Такое возможно, если штатные работники собственника сами выполняют осмотры и составляют планы работ, а специалисты обслуживающей компании привлекаются только для проведения плановых работ (подобный вариант нельзя назвать лучшей формой технического обслуживания, но он иногда встречается). В этом случае подразумевается двусторонняя ответственность, базой для которой служат партнерские отношения.
Заключение
Полноценное и качественное техническое обслуживание – лучший способ поддерживать работоспособность здания и эффективно эксплуатировать его. При этом оптимальный вариант построения отношений между собственником и обслуживающей компанией – схема «заказчик-исполнитель» с четко прописанными условиями сотрудничества.
Интересна услуга техобслуживания здания под ключ? Звоните нам, мы проконсультируем!